В настоящее время наблюдается тенденция постепенного подъема ICO рынка, однако процент успешности «первичных предложений монет» существенно снизился, и составляет около 25%. Данная тенденция обязывает компании, планирующие выход на ICO, просчитывать малейшие детали, чтобы выиграть конкуренцию у других проектов. Инвесторы внимательно изучают каждый отдельно взятый проект, обращая внимание на все тонкости, поэтому крайне важно, чтобы на всех этапах проектом занимались опытные специалисты.
Выход компании на ICO подразумевает следующие этапы: юридический, технический, маркетинговый.
Однако одной из главных задач становится оценка стоимости, в которую обойдутся услуги ICO, если поддержка будет обеспечиваться опытными специалистами.
- Оценка стоимости юридического этапа;
В первую очередь потребуется зарегистрировать компанию в конкретной юрисдикции, чтобы исключить возможные проблемы с законодательством. Инвесторы обращают особое внимание на законодательную составляющую, интересуясь в какой юрисдикции зарегистрирован проект.
Выбирать необходимо из тех юрисдикций, правительство которых относится к криптовалютам лояльно. Расходы необходимо учитывать следующим образом: издержки на регистрацию компании, расходы на обслуживание компании и оплата услуг специалистов, занимающихся регистрацией.
В Швейцарии регистрации компании стоит 2 тысячи франков, лицензия для выхода на ICO обойдется в сумму от 2 до 5 тысяч франков. Расходы на компанию составят около 5 500 франков в год. Если учесть, что швейцарский франк эквивалентен доллару, то расходы на регистрацию компании с учетом годового обслуживания составляют от 10 до 15 тысяч долларов.
В Эстонии регистрация компании составляет 850 евро, дополнительные издержки включают до 1 тысячи евро, лицензия на операции с криптовалютами – 3 700 евро, а обслуживание компании в год варьируется в пределах 2-3 тысяч евро. Следовательно, общие расходы составляют 7,5 – 8.5 тысяч евро или 8,5 – 9,5 тысяч долларов.
В Сингапуре расходы на порядок ниже – 650 сингапурских долларов за регистрацию, регистрация юридического адреса обойдется дополнительно в 60 сингапурских долларов, а обслуживание компании в 1 800 SGD в год (плюс потребуется положить депозит на такую же сумму). Лицензии получать не требуется. В итоге расходы составляют около 3-3,5 тысяч долларов, однако есть свои нюансы – законодательство требует включение резидента в состав директоров.
Профессиональная юридическая поддержка обходится около 7 тысяч долларов, поэтому в общей сложности на данном этапе потребуется потратить около 11-22 тысяч долларов, в зависимости от юрисдикции.
- Оценка стоимости технического этапа
Данный этап подразумевает, с одной стороны, создание сайта, личного кабинета инвестора, а с другой стороны, подготовку документации – White Paper, бизнес-план, презентация.
Сайт и личный кабинет должны быть удобны для использования, а документация – подробной и информативной, чтобы не возникало впоследствии вопросов у инвестора. Кроме того, рекомендуется перевод на другие языки, включая китайский, японский, корейский, которые входят в топ-5 языков для ICO (вместе с русским и английским).
Можно заказывать работы отдельно. Например, составление White Paper обходится от 1 тысячи долларов, создание сайта, личного кабинета и т.д. – от 6 тысяч долларов. Если заказывать работы в комплексе, то стоимость зависит от конкретного агентства. BlackBall выполняет технические работы от 16 тысяч долларов, Elephant-Marketing – около 30 тысяч долларов, а ICOBox запросит за технические работы под 200 тысяч долларов.
- Оценка стоимости маркетингового этапа
Даже если первые два этапа были выполнены профессионально, маркетинговая кампания во многом определяет успех проекта, поскольку важно привлечь целевую аудиторию. С этой целью делаются публикации в топовых медиа, ведутся профили соцсетей и т.д. Важно, чтобы на проект обратили внимание. Чем больший ажиотаж, тем ближе вы к цели. На данном этапе особенно важно поручить дело специалистам.
Стоимость маркетинговых услуг обычно рассчитывается в месяц. Начинается она от 6 тысяч долларов.
Следовательно, общая стоимость выхода на ICO составит от 50 тысяч долларов, а максимальных границ нет – можно и за пару миллионов долларов «первичное предложение монет» запустить.
О стоимости выхода на ICO рассказал эксперт маркетингового ICO агентства BlackBall Беднарский Виталий.